15 мая студия Ghibli в музее Ghibli провела церемонию прощания с Исао Такахатой. На ней Хаяо Миядзаки и другие близкие друзья Такахаты делились своими хорошими воспоминаниями о своём друге.
В качестве жеста заботы о фанатах музей Гибли открыл свои двери для них в тот день с 2 до 5. Несмотря на то, что в этот день не было регулярных мероприятий, так как музей обычно закрыт по вторникам, поклонники, желающие выразить свое уважение, могли поставить белые хризантемы перед небольшим святилищем, воздвигнутым в память о Такахате.
В своей речи Миядзаки упомянул прозвище Такахаты "Паку-сан" и рассказал историю о нём.
"[Takahata] не был жаворонком. Даже в Toei [Douga] он приходил на работу утром в спешке и забывал пробивать свою карточку времени перед едой, а глотая воду из крана он всегда издавал звук, похожий на "паку, паку".
Миядзаки вспомнил первую встречу с Такахатой в 1963 году, когда тому было 27 лет, а Миядзаки было 22. "Даже сейчас я помню, как мы впервые разговаривали. Это было, когда я ждал на автобусной остановке, после дождя, оставившего лужи на улице... Он казался спокойным и мудрым молодым человеком ... Я помню, как Паку-сан очень внимательно следил за временем".
"Я думал, что он будет жить до 95 лет", - сказал Миядзаки. "Девять лет назад нам позвонил его доктор, который попросил нас, как его друзей, сказать ему, чтобы он бросил курить. Он говорил серьезно, поэтому [соучредитель Ghibli Тосио] Сузуки и я поговорили с ним... Я ожидал, что он будет спорить, но он поблагодарил нас и сказал, что он перестанет. И он действительно это сделал. Я курил вокруг него нарочно, но он сделал великий поступок - не соблазнился".
"Паку-сан, мы были по-настоящему живы в то время", - заключил Миядзаки. "Спасибо, Паку-сан, за то, что заговорил со мной на той автобусной остановке 55 лет назад, я никогда не забуду этого".
читать дальшеДжо Хасаиси, композитор, который часто сотрудничал с Миядзаки и Такахатой, также сказал свою собственную речь. "Благодаря Такахате я и являюсь тем, кем я являюсь сейчас. Мы провели дни вместе, разработав мелодию для "Небесного замка". Песня была бы невозможной без Миядзаки, меня и Такахаты. Спасибо за эти долгие годы. Я очень благодарен за возможность поработать над "Сказанием о принцессе Кагуе".
На церемонии также присутствовали создатель "Mobile Suit Gundam" Ёсиюки Томино и создатель "Otoko wa Tsurai yo" Ёдзи Ямада. Вместе с ними были актёры и актрисы Нобуко Миямото, Тору Масаока, Макото Нономура, Ёко Хонна, Кейко Такасита и Миори Такимото - все они работали в картинах студии Studio Ghibli.
Ясуо Оцука, Ёити Котабе, Хасаиси и Майкл Дюдок де Вит (The Red Turtle) произнесли прощальные слова.
После окончания личной части церемонии музей открыл двери на три часа для всех желающих выразить своё уважение. В атриуме снаружи организаторы выставили часть экспозиции 2005 года по аниме "Heidi - A Girl of the Alps", одной из первых совместных работ Такахаты и Миядзаки.
По воспоминаниям одного из побывавших на церемонии:
"Я лично присутствовал на этой части мемориальной службы и был приятно удивлен тем, насколько много внимания Ghibli уделили своим поклонникам. Было очень жарко, особенно людям, носящим черную похоронную одежду, но сотрудники музея были достаточно любезны, чтобы гости могли посидеть в палатках за зданием, пока музей не был открыт для публики.
Во время ожидания был показан 10-минутный документальный фильм, рассказывающий о жизни Исао Такахаты, охватывающий раннее детство, творчество и работы, которые он снял на студии Ghibli.
В 2 часа дня сотрудники музея провели посетителей в здание. (Вход был свободен в тот день и не требовал предварительного бронирования). Каждому посетителю был предоставлен буклет с короткой биографией Такахаты. В нем также были перечислены аниме, в работе над которым он участвовал, и основные книги, которые он написал.
Святилище было первым, что я увидел внутри главного входа. Люди стояли в ряд перед портретом Такахаты, отдавали ему дань уважения в течение примерно 10-20 секунд. Когда настал мой черед молиться, я положил цветок и закрыл глаза, не понимая, как молиться. Все, что я мог сделать, это надеяться, что мои чувства каким-то образом будут услышаны.
Затем меня отвели в постоянную экспозиционную комнату, которая обычно используется для демонстрации истории анимации. Все эти экспонаты были отключены на весь день. Вместо этого рядом с выходом был стеклянный стеллаж с подборкой книг, которые написал Takahata, в том числе оба тома «Мысли при создании фильмов», в которых рассказывается история всех фильмов, которые когда-либо работал Такахата.
Наконец, меня привели в атриум, где были фотографии из всей жизни Такахаты, развешанные на двух стенах. Глядя на эти фотографии, я был удивлен, как мало изменилось внешность мужчины за эти годы - его яркая и веселая улыбка всегда была мгновенно узнаваемой".ИсточникИсточник