Развлекательный новостной сайт Variety недавно объявил, что со-основатель студии Ghibli Исао Такахата получит премию Winsor McCay Award за служение искусству на 43-й церемонии вручения премий Annie Awards. Награду он получит вместе с Филом Романом (Гарфилд) и Джо Рэнфтом (со-сценарист "Истории игрушек"). Недавно Такахата отклонил приглашение присоединиться к Американской академии кинематографических искусств и наук сославшись на занятость. Ниже представлены отрывки из недавнего интервью Variety:
Какие были самые большие радости и проблемы в Вашей долгой карьере ?Мои самые большие радости и большие проблемы относятся к первому полнометражному фильму, который я режиссировал: “Taiyou no ouji Horusu no daibouken” (1968). Этот проект был чрезвычайно сложным с точки зрения содержания - его было очень сложно выразить образами. И для меня, как для режиссера-новичка, и для молодых сотрудников, включая Хаяо Миядзаки, эта работа представляла собой серьезный вызов. Toei Animation, компания, которая делала анимацию для детей, должны была сделать целевой аудиторией этого фильма старшеклассников, студентов и молодых людей - тех, кто не интересовался анимационными фильмами. Но компания не приложила ни малейших усилий, чтобы сделать это. Они относились к картине своим обычным образом - как к фильму для детей. Из-за этого, фильм, который было трудно понять детям младшего возраста, собрал не очень хорошую кассу. И я на некоторое время был понижен до ассистента режиссера.
Тем не менее, с годами, оценка для этого фильма неуклонно росла. Он рассматривался как пионер среди анимационных фильмов, направленных на взрослых и получил статус радикального отхода для Toei Animation Co. Инновационное выражение образов в работе было высоко оценено и оказало сильное влияние на анимационные фильмы в Японии. Это было величайшей радостью для меня и для всего персонала, который отдал много сил в проект. Тридцать восемь лет спустя после выхода фильма, почти сто сотрудников, которые работали над ним - все собрались в студии Хаяо Миядзаки для празднования. Мы радовались вместе, вспоминая те трудные, но счастливые дни.
читать дальшеКакие изменения в анимации, которые Вы видели, радовали Вас? Какие Вас расстроили?
То, что одновременно и порадовало и огорчило - прогресс в компьютерах. С ними стало возможным делать то, чего мы раньше не могли делать. И это, без сомнений, продолжится и в будущем. Без компьютеров мы бы не смогли так показать выразительность в “Kaguyahime no monogatari”. Это замечательное продвижение и меня это очень радует. И тем не менее, из-за прогресса в компьютерах есть тенденция - чрезмерно полагаться на них. Это привело к уменьшению различных способов выражения. Это самое печальное для меня.
Что Вы хотели бы увидеть в анимации в будущем?
Я вижу бесконечный потенциал для анимации. Я не знаю хорошо это или плохо. Все искусства, будь то музыка, драматургия, живопись, имеют бесконечный потенциал. Но никто не знает сможет ли этот потенциал стать силой для создания работ, радующих людей.
Студия Ghibli выпустила несколько знаменитых на весь мир анимационных фильмов. Что, по Вашему, было ключом к успеху студии?
Студия Ghibli была сформирована опираясь на гений Хаяо Миядзаки, чтобы позволить ему свободно создавать свои фильмы. Первым ключом к его успеху стало то, что Хаяо Миядзаки действительно гений. Его творчество было реализовано в чрезвычайно конкретной форме, а его выражение выходит за рамки абстракции. Образность его работ обращается к массовой аудитории и способна быть доступной для всех. Он старается не обращать внимания на коммерческие и развлекательные аспекты работы. Кроме того, рядом с ним есть удивительно талантливый продюсер Тошио Сузуки, у которого есть великолепное чутье и опыт для того, чтобы донести до зрителей каждую работу Миядзаки. К сожалению, я не такой гений, как Миядзаки, но Студия Ghibli оценила мои режиссерские работы и относилась к ним так же.
Расскажите о вашей долгой совместной работой с Хаяо Миядзаки. Как Вы думаете, ваша дружба влияла на работу друг друга?
Мы стали «товарищами», связанными нашей требовательностью к работе. Когда мы были молоды мы сотрудничали для создания новой формы анимационного фильма. Мы разделяли нашу убежденность в необходимости создать мир реальности и реалистичных изображений во всех наших работах. Это необходимо для работ с фантастическими моментами чтобы люди верили в фантастические истории. Большой скачок в то, что не может произойти в реальности удастся только тогда, когда он выполнен с твердого трамплина реальности.
Фантастическая составляющая постепенно исчезла из моих работ, а работы Миядзаки стали более ею пронизаны. Несмотря на это, мы продолжали разделять идею, касающуюся реалистичных сцен в нашем построении образа мира, его природных явлений, а также персонажей, которые перемещаются в этом мире.
Из-за того, что разные фильмы Хаяо Миядзаки были настолько заманчивы, я думал, что реализую в моих анимационных фильмах другую притягательность, нежели была в его работах. Можно сказать, что я был под сильным влиянием его творчества.
Мы также разделяем любовь к природе вокруг нас и политические убеждения против ядерного оружия и ядерной энергетики. И мы настроены против изменений в 9-й статье Конституции Японии. [Статья 9 провозглашает отказ государства от войны и военного потенциала Японией]
Ваша успешная картина “Omohide Poro Poro” вышла в Японии ещё в 1991, но только недавно вышла на английском языке для публики в США с названием “Only Yesterday”. Как Вы думаете, ваш стиль поменялся с момента выхода картины?
Если я правильно понимаю что вы подразумеваете под стилем, то изобразительный стиль в моих работах пережил много изменений. Я считаю, что воспользовался тем, что не умею рисовать. На протяжении многих лет я работал над упрощением изображений при традиционной анимации. Но я не хочу решать эту проблему переходя на метод 3D-CG анимации. Я хотел решить эту проблему методом «урезания» - не рисуя всё на экране. Делать это для того, чтобы стимулировать воображение людей и повышать уровень артистизма работы. Я убеждён в том, что этот метод является тем, что может и должно применяться в Японии, следуя нашей давней традиции живописи начиная со свитков 12 века, изображений резвящихся животных, живописи чернилами и гравюр укиё-э до манги. Позднее это было реализовано в картине "Houhokekyo tonari no Yamada-kun" (1999) и "Kaguyahime no monogatari" (2013 г.), но на самом деле, я применил этот принцип на практике ещё в “Omohide Poro Poro”, когда оставил незакрашенным часть кадров в некоторых сценах .
Было сказано, что “Kaguyahime no monogatari” будет Вашим последним фильмом. Так ли это? Как Вы думаете, Вы могли бы быть вдохновлены другой историей?
У меня есть несколько проектов, над которыми я работаю, но будут ли они доведены до законченных фильмов - этого не знает никто, даже я.ИсточникИсточник